ИСТОРИЯ ОБОЕВ

История обоев — это не просто история орнаментов и рисунков. Это также захватывающий пример технологической изобретательности и изменений в моделях потребления и домашних вкусах.

Самые ранние обои, появившиеся в 16 веке, использовались для украшения внутренней части шкафов и небольших комнат в купеческих домах, а не в величественных домах аристократии. Но к началу 20 века он использовался повсеместно, в коридорах, кухнях, ванных комнатах и ​​спальнях, а также в гостиных, и был популярен как в самых богатых, так и в самых бедных домах. Тем не менее, именно эта популярность привела к тому, что обои считались бедным родственником декоративно-прикладного искусства.

Совершите путешествие по обширной коллекции обоев V&A, датируемой с середины 1500-х годов до наших дней, чтобы открыть для себя увлекательную историю дизайна.

Альбом, один из трех томов, содержащих счета, брошюры, вырезки из прессы, прайс-листы и т. Д., а также бухгалтерскую книгу, все, что касается обоев, произведенных Jeffrey & Co., 1838–1915, Англия. Музей №. Е.42А/2-1945. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Как делали обои?

На многих ранних обоях были стилизованные цветочные мотивы и простые живописные сцены, скопированные с современных вышивок и других тканей. Они были напечатаны монохромно черными чернилами на небольших листах бумаги размером примерно 40 см в высоту и 50 см в ширину. Только в середине 17 века отдельные листы были соединены вместе в длинные рулоны, что также способствовало производству более крупных повторов и внедрению блочной печати, которая продолжала использоваться в производстве более дорогих. обои до середины 20 века. В этом процессе рисунок был выгравирован на поверхности прямоугольного деревянного бруска. Затем блок окрашивали краской и клали лицевой стороной вниз на бумагу для печати. Полихромные узоры требовали использования нескольких блоков — по одному для каждого цвета. Каждый цвет печатался отдельно по длине рулона, который затем подвешивался для просушки перед нанесением следующего цвета. Штифты на углах блоков помогли печатнику выровнять дизайн. Процесс был трудоемким и требовал немалого мастерства.

Кусок подкладочной бумаги с живописным рисунком, автор неизвестен, конец 17 века, Англия, ксилография. Музей №. Е.405-1968. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

В процессе, который может занять до 4 недель, с использованием 30 различных блоков и 15 отдельных цветов, это видео воссоздает кропотливый процесс блочной печати дизайна обоев Уильяма Морриса 1874 года.

Время налогообложения

Технические усовершенствования процесса блочной печати означали, что к середине 18 века узоры можно было печатать во многих цветах и ​​​​стилях, а производство обоев в Великобритании процветало. В результате это привлекло внимание акцизного управления, которое увидело в обоях новый потенциально богатый источник дохода. Налог в размере 1 пенса (0,75 пенса) за ярд взимался в 1712 году, увеличившись до 1,5 пенса (1 пенса) в 1714 году и 1,75 пенса (1,25 пенса) в 1777 году. Эти налоги неизбежно привели к повышению цен и побудили производителей сосредоточиться на более дорогих обоях. . Несмотря на это, спрос оставался высоким, и модные обойщики, такие как Томас Чиппендейл, продавали элегантные цветные узоры.

Период также был особенно богатым и изобретательным с точки зрения дизайна. Самыми популярными были цветочные узоры с разноцветными розами и гвоздиками, но также вызывали восхищение архитектурные и пейзажные сцены. Бумага из Доддингтон-Холла содержит фигуры и пейзажи в рамках с вкраплениями цветов и насекомых, а яркие голубые и розовые тона напоминают нам о том, что интерьеры 18-го века часто были оформлены в ярких цветах. Идея обоев, включающих изображения в рамках, была вдохновлена ​​​​модой на комнаты, украшенные гравюрами, вырезанными и наклеенными прямо на стену, известными как Print Rooms, которые были впервые открыты коллекционерами, такими как Гораций Уолпол .

Имитация обоев «Комната печати», вывешенная в Доддингтон-холле, Линкольншир, около 1760 года, Англия, цветная ксилография на бумаге. Музей №. Е.747.1914. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Стаи

Большинство рисунков флока были скопированы с текстиля и имитировали внешний вид разрезанного бархата и шелкового штофа. Флоковые обои изготавливались из порошкообразной шерсти, отходов шерстяной промышленности, которую встряхивали над тканью, приготовленной с рисунком, напечатанным лаком или размером (вещество, похожее на клей). Напудренная шерсть образовывала густой ворс, который прилипал к областям, покрытым рисунком. Сначала флок наносили на холст или лен, но в 1634 году Джером Ланье, гугенотский беженец, работавший в Лондоне, запатентовал метод, с помощью которого цветную шерсть можно было наносить на окрашенную бумагу, а к концу 17 века флоковые обои, как мы их знаем, появились. Они быстро вошли в моду. Их умение точно имитировать текстиль, во времена, когда было принято обтягивать стены тканью, вызывало большое восхищение, как и их более дешевая цена. Флоковая бумага также обладала дополнительным преимуществом отпугивания моли из-за скипидара, используемого в клее. Особенно великолепный образец с большим дамасским узором из малинового флока на темно-розовом фоне был вывешен в кабинетах Тайного совета в Уайтхолле примерно в 1735 году и в гостиной королевы во дворце Хэмптон-Корт. К третьей четверти 18 века в Англии почти не было загородного дома, в котором не было бы хотя бы одной комнаты, оформленной подобным образом. s Гостиная во дворце Хэмптон-Корт. К третьей четверти 18 века в Англии почти не было загородного дома, в котором не было бы хотя бы одной комнаты, оформленной подобным образом. s Гостиная во дворце Хэмптон-Корт. К третьей четверти 18 века в Англии почти не было загородного дома, в котором не было бы хотя бы одной комнаты, оформленной подобным образом.

Панно из красных флоковых обоев, идентичное по рисунку бумаге, ранее висевшей в гостиной королевы во дворце Хэмптон-Корт, неизвестный производитель, около 1735 года, Англия. Музей №. Е.3594-1922. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Китайские обои

Еще более дорогим украшением были обои, сделанные в Китае, которые впервые появились в Лондоне в конце 17 века как часть более крупной торговли китайским лаком, фарфором и шелком. Они быстро стали доминировать на рынке роскошных настенных покрытий в течение следующих ста лет. В отличие от европейских обоев, китайские обои были раскрашены, а не напечатаны, и на них были изображены масштабные неповторяющиеся живописные сцены. Каждый набор документов составлялся индивидуально, но проекты, как правило, делились на две группы. На первом изображены занятия и занятия китайской жизни, а на втором представлен набор экзотических растений и птиц, элегантно уравновешенных ландшафтом из кустарников и деревьев, покрывающих стены целой комнаты. Как ни странно, сами китайцы не использовали обои, а их продукция производилась исключительно на экспорт. Точность и изысканность их цветов, а также натурализм и детализация их дизайна установили новые стандарты качества в производстве обоев и сделали их роскошным украшением, пользующимся большим спросом. Однако их репутация была такова, что вскоре европейские производители начали производить печатные и раскрашенные вручную имитации.

Панно из китайских обоев, неизвестный производитель, ок. 1750 – 1800 гг., вероятно, Кантон, Китай. Музей №. Е.3944-1915. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Массовое производство

Вплоть до 1840 года все обои изготавливались вручную методом блочной печати, который, как мы видели, был трудоемким и медленным. Неудивительно, что производители стремились найти способы ускорить производство, и в 1839 году компания Potters & Ross, фабрика по печати на хлопке, базирующаяся в Дарвене, Ланкашир, запатентовала первую машину для печати на обоях. Адаптируя методы, используемые при печати ситца (ткани полотняного плетения из хлопка), бумага проходила по поверхности большого цилиндрического барабана и получала оттиск рисунка от ряда роликов, расположенных вокруг его основания. Они были одновременно окрашены красками, хранящимися в желобах под каждым из них. Первые бумаги с машинной печатью казались тонкими и бесцветными по сравнению с более богатыми и сложными эффектами блочной печати, и на большинстве из них были простые цветочные и геометрические узоры с небольшими повторами. Но никто не мог отрицать скорость и экономичность, с которой теперь можно было производить обои. Производство в Великобритании выросло примерно с одного миллиона рулонов в 1834 году до почти девяти миллионов рулонов в 1860 году, а цены упали до фартинга за ярд (0,25 пенса). Всего за одно поколение обои стали товаром, доступным всем, кроме самых бедных.

Фрагмент обоев с рисунком обычной листвы в ромбовидном узоре, производитель неизвестен, ок. 1850 – 60, Англия. Музей №. Е.172-1934. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Реформа дизайна

Обои середины 19-го века включали в себя огромное разнообразие рисунков, в том числе эффекты мрамора и древесных волокон, имитацию лепнины, текстильные узоры, исторические стили и стили возрождения. Самыми распространенными были многотысячные узоры с цветочными мотивами и бумаги, напечатанные яркими красками с реалистично оттененными капустными розами. На наш взгляд, натурализм этих узоров весьма привлекателен, но для таких критиков, как архитектор А.У.Н.Пугин, он был характерен для всего неправильного в викторианском дизайне. Он утверждал, что натуралистические узоры не только нежелательны с эстетической точки зрения, но и не подходят для украшения стен. Их трехмерность не работала с его плоской и твердой поверхностью и производила тревожное и нечестное впечатление глубины. На их место, Пугин выступал за дизайн с традиционным орнаментом, а не за реалистичные мотивы. Его собственные обои содержали его любимый средневековый и геральдический орнамент, но другие дизайнеры, такие как Оуэн Джонс, стилизовали природу, сводя цветы и листву к серии формальных симметричных форм. Несмотря на широкую огласку этих взглядов, они так и не прижились за пределами дизайнерского истеблишмента, и как производители, так и большинство их клиентов продолжали предпочитать более традиционные и натуралистичные стили.

Обои с геральдическим узором, AWN Pugin, 1848, Лондон. Музей №. Е.150-1976. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Уильям Моррис

Писатель, дизайнер, защитник природы и социалист Уильям Моррис, пожалуй, наиболее известен своими рисунками обоев. Он отвечал за более чем 50 паттернов, и его влияние на индустрию было продолжительным и глубоким. Его работы представляют собой нечто вроде компромисса между конфликтующими стилями 1850-х и 1860-х годов. В ней нет ни полноты, трехмерности капустной розы середины века, ни геометрической строгости замыслов реформаторов. В то время как Пугин и другие абстрагировались от природы в соответствии с шаблонным набором правил, взятых из исторических примеров, абстракция Моррисом природных форм проистекала из непосредственного наблюдения за их органическими формами и изгибами. Кроме того, вместо экзотических цветов, предпочитаемых коммерческими производителями, большинство цветов Морриса в узорах использовались обычные растения, которые росли в диком виде на лугах и в сельской местности. Один из самых популярных его проектов,Треллис (1864 г.) ​​был вдохновлен решетками из роз в Красном доме, его первом доме, а Ветвь ивы (1885 г.) был основан на рисунках ветвей ивы, которые он сделал в своем загородном доме, поместье Келмскотт. Непреходящее влияние работ Морриса можно увидеть не только во многих имитациях искусств и ремесел его стилизованных природных форм, но и в том, как он изменил отношение к декору, поощряя поколение потребителей среднего класса хотеть искусства и красота в их домах.

Обои «Ветвь ивы», Уильям Моррис, 1887, Англия. Музей №. Е.557-1919. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Распространение шаблона

Схема обоев с заполнением фризов подчеркивает популярность обоев в викторианских домах. Впервые его рекомендовали в 1868 году как способ разбавить монотонность единого узора на стене, а к 1880 году он стал стандартным элементом многих модных интерьеров. Бумага дадо покрывала нижнюю часть стены, между плинтусом и перекладиной стула; над этим висела начинка, а над этим фриз. И как будто трех разных обоев было недостаточно для украшения любой комнаты, схема часто сочеталась с потолочными обоями, чтобы дополнить эффект плотного рисунка. В идеале фриз должен быть светлым и живым, заполнение — уединенным сплошным узором, а пазы должны быть темнее, чтобы противостоять грязи и износу. Координация бумаги, напечатанная в приглушенных «художественных» зеленых, красных, желтых и золотых тонах, могло быть чрезвычайно привлекательным, но сочетание фриз-заполнение-дадо-потолок часто приводило к визуальной перегрузке. Обработка лучше всего подходила для коридоров и лестниц. Но к 1900 году потолочные обои исчезли, и в художественных интерьерах широкие фризы, подобные узору «Павлин», созданному Шандом Киддом, висели над простыми или простыми обшитыми панелями стенами.

Фрагмент фриза обоев «Павлин», дизайн У. Деннингтона, производство Shand Kydd Ltd., 1900 г., Англия. Музей №. Е.1535-1954. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Детские обои

По мере расширения рынка обоев все более специализированные продукты разрабатывались для все более специфических функций и помещений. Считалось, что викторианские дети исключительно чувствительны к своему окружению, и к последней четверти 19 века многие производители производили детскую бумагу, направленную на улучшение впечатлительных юных умов. Художник и иллюстратор Уолтер Крейн , который был плодовитым дизайнером обоев, был мастером этого жанра и его «Спящей красавицы» .(1879 г.) документ продемонстрировал необходимые качества красоты и морального воспитания. Изящно нарисованные дремлющие фигуры, запутавшиеся в розе, были явно художественными, а сюжет как нельзя лучше подходил для усыпления детей. Кроме того, обои были особенно практичными. Пигменты на масляной основе означали, что его можно мыть или, по крайней мере, стирать губкой, не повреждая цвета. И что еще более важно, в нем не было мышьяка. Мышьяк широко использовался в производстве красок, тканей и обоев с 1800-х годов, а к 1870-м годам считалось, что пары, выделяемые влажными обоями, могут вызывать болезни и даже смерть. Дети и больные были особенно уязвимы. Растущее беспокойство общественности по поводу опасности этих обоев побудило производителей разрабатывать продукты, не содержащие ядовитых веществ.«Спящая красавица» была включена в ассортимент, выпущенный Jeffrey & Co. в середине 1880-х годов под названием «Патентные гигиенические обои», которые рекламировались как моющиеся и не содержащие мышьяка.

Фрагмент обоев для детской комнаты «Спящая красавица», дизайн Уолтера Крейна, производство Jeffrey & Co., 1879, Англия. Музей №. Е.4036-1915. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

От джаза до попсы

1920-е и 1930-е годы были годами бума для обойной промышленности в Великобритании, и производство выросло с 50 миллионов рулонов в 1900 году до почти 100 миллионов рулонов в 1939 году, при этом большая часть деятельности была сосредоточена на более дешевом конце рынка. В то время как традиционные стилизованные узоры из листьев и цветов по-прежнему были широко распространены, также появились узоры, на которые повлияло современное искусство и популярная культура. Яркие, зигзагообразные, джазовые мотивы соперничали с кубистскими мотивами в домах, более ориентированных на дизайн, в то время как восточные мотивы оказались популярными среди клиентов, ищущих новизны. Арабские темы были вдохновлены успехом таких фильмов, как «Шейх » (1922); Китайские узоры были обязаны таким книгам, как « Фу Маньчжу » Сакса Ромера.ряд; а открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году привело к кратковременному увлечению египетскими мотивами. Вырезанные бордюры и декоративные панно с геометрическим или растительным орнаментом сочетались с легким тиснением, однотонным или полугладким фоном. Движение «Хороший дизайн» 1950-х годов предпочитало менее суетливые эффекты. Он поощрял использование плоских линейных узоров и абстрактных геометрических мотивов только для того, чтобы увидеть, как в 1960-х их заменил взрыв ярких цветов и галлюциногенных рисунков Op и Pop. Новые продукты и новые процессы совпали с ростом «сделай сам» (DIY), и в 1961 году появились первые предварительно обрезанные и готовые клейкие бумаги, за которыми вскоре последовали ламинированные бумаги, металлизированная отделка, а затем прочные моющиеся виниловые обои.

Фрагмент обоев Palladio 9, дизайн Тони Фрейзера, производство Arthur Sanderson & Sons Ltd., 1971, Англия. Музей №. Е.233-1977. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Обои сейчас

1960-е и 1970-е годы стали звездным часом для многих производителей обоев, когда продажи были высокими, а дизайн был смелым и современным. Но нефтяной кризис 1973 года привел к значительному сокращению размера отрасли во всем мире, когда многие фирмы прекратили свою деятельность или были поглощены крупными международными корпорациями. Растущая конкуренция со стороны лакокрасочной промышленности и популярность таких видов отделки, как штриховка (создание форм и изображений путем нанесения множества маленьких точек) и скатка (использование грубо сложенной ткани для создания мраморного эффекта) в 1980-х годах также привели к сокращению продаж и единственные области роста были в более дешевых товарах массового производства, продаваемых в супермаркетах DIY. Однако в последнее время обои пережили возрождение. Мода на декоративные стены поощрила вкус к большим, более напористые узоры, в то время как развитие цифровой печати и возрождение трафаретной печати позволили художникам и внештатным дизайнерам принять участие. Дебора Боунесс и Трейси Кендалл делают на заказ и ограниченным тиражом бумагу, которая больше похожа на инсталляцию, чем на обои. Такие фирмы, как Timorous Beasties из Глазго, превращают традиционные пасторальные сцены в темные, резкие образы современной жизни, а участие знаменитостей из мира моды, таких как Вивьен Вествуд и Ральф Лорен, помогло сделать обои основным фоном для смелый образ жизни 21 века. Дебора Боунесс и Трейси Кендалл делают на заказ и ограниченным тиражом бумагу, которая больше похожа на инсталляцию, чем на обои. Такие фирмы, как Timorous Beasties из Глазго, превращают традиционные пасторальные сцены в темные, резкие образы современной жизни, а участие знаменитостей из мира моды, таких как Вивьен Вествуд и Ральф Лорен, помогло сделать обои основным фоном для смелый образ жизни 21 века. Дебора Боунесс и Трейси Кендалл делают на заказ и ограниченным тиражом бумагу, которая больше похожа на инсталляцию, чем на обои. Такие фирмы, как Timorous Beasties из Глазго, превращают традиционные пасторальные сцены в темные, резкие образы современной жизни, а участие знаменитостей из мира моды, таких как Вивьен Вествуд и Ральф Лорен, помогло сделать обои основным фоном для смелый образ жизни 21 века.

Опубликовано в рубрике Блог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.